По субботам не нужно поститься даже в Шавале
Разговор шейха Аль-Албани и шейха Абдуль-Мухсина Аль-Аббада о запрещении соблюдать необязательный пост по субботам, в том числе – в месяце Шавваль
Шейх аль-Аббад: Что касается поста по субботам… Вы говорите, что по субботам нельзя соблюдать добровольный пост вообще или только выборочно, отдельно от соседних дней?
Шейх аль-Албани: Нельзя вообще поститься по субботам, за исключением поста, который является обязательным.
Что касается хадиса от Джувейрии, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал, что она постится в пятницу, и спросил ее: «Ты постилась за день до нёё?… Ты будешь поститься на следующий день после неё?», и она ответила ему: «Нет». И он ей сказал: «Тогда разговляйся».
Этот хадис внешне указывает на разрешенность поститься в субботу, если ты постился и в пятницу. Однако хадис «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их» является запрещающим. И когда мы встречаем два религиозных текста, которые противоречат друг другу, причем один из них разрешает что-то делать, а другой запрещает то же самое, то предпочтение нужно отдавать запрещающему религиозному тексту. Это в соответствии с правилом, принятом в Шариате: «Аль-хазыр мукаддам аля аль-мубих» — «Запрещающий контекст главнее разрешающего».
Шейх аль-Аббад: А разве нельзя сделать вывод, что этот хадис указывает на запрещение поститься в субботу выборочно, отдельно от соседних дней?
Шейх аль-Албани: Такой вывод сделать нельзя, потому что этот хадис (Не соблюдайте пост по субботам) не предполагает других исключений.
Я приведу пример. Что говорят ученые, если бы на субботу пришелся праздник Ийд аль-Адха? В такой ситуации, в пятницу был бы день Арафа – день, в который соблюдать пост очень желательно для всех людей, кроме паломников, совершающих хадж. Но пост в пятницу нужно объединять с соседним днем, а в данном примере следующим днем будет суббота, на который приходится Ийд аль-Адха. Так что вы скажете – можно ли поститься в субботу в данном случае?
Шейх аль-Аббад: Нельзя, потому что это будет день праздника, а поститься в день Ийда харам.
Шейх аль-Албани: Верно! И здесь мы все согласны, что поститься нельзя. Но тогда получается, что причина запрета поститься по субботам состоит не в том, что запрещено выделять субботу для поста в отдельности от остальных соседних дней, ведь в данном примере в пятницу тоже соблюдался пост. Причина тут в том, что о посте в день праздника существует всем нам известный запрет. Тогда можно спросить: разве есть какая-то разница между одним запретом (на пост в праздник) и другим (на пост в субботу)? Просто получилось так, что о запрете поститься в дни праздника известно всем ученым, а о запрете поститься по субботам для многих было неизвестно. Но на самом деле, и в первом случае мы видим запрет, и во втором случае – такой же запрет!
Шейх аль-Аббад: Как быть с постом шести дней в Шаввале, соблюдаемых на основании хадиса: «Кто постился в Рамадане, а затем продолжил в след за ним поститься 6 дней в Шаввале…» и если один из этих шести дней придется на субботу, разве нельзя поститься? И то же самое можно сказать о трех днях в середине каждого месяца, если один из них придется на субботу, то как быть? А так же день Арафа?
Шейх аль-Албани: Что касается поста шести дней в Шаввале, то достоинство этого поста общеизвестно. И по вашим словам получается, что если поститься несколько дней подряд, то и в субботу поститься можно. Однако я поступил бы иначе: начну поститься 6 дней Шавваля, но если один из них придется на субботу, я не буду поститься в этот день и пропущу его. Если совпадут, скажем, четверг и пятница, то поститься буду, но если придется пост на субботу, то не буду поститься.
По моему убеждению, такой поступок окажется более правильным, нежели поступок того, кто будет поститься в субботу в качестве одного из шести дней Шавваля. Почему так? Потому что я оставляю пост в субботу не по собственной прихоти и не в качестве новшества в религии. Я оставляю его ради Аллаха, следуя велениям Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Тому, кто откажется от чего-либо исключительно ради Аллаха, Всевышний возместит более лучшим».
Таким образом, поскольку шариатское правило гласит: «Запрещающий контекст главнее разрешающего», мы должны во всех частных вопросах поступать в соответствии с ним. В том числе – и в вопросе, когда некий пост, не относящийся к категории обязательного, выпадает на субботу.